среда, 29 февраля 2012 г.

ДОРОГА НА ЮГ



АНАСТАСИЯ АЗБУКИНА









Вот и старый кончается год.
А на мне дорожная шляпа
И сандалии на ногах.
Басе
Дорога на юг! Эта фраза была слаще абрикосового джема! Целый год об этом можно было только мечтать,  рассматривая полуголых героев на  прошлогодних любительских фотографиях -  украденных фрагментах из бесконечной  жизненной цепи. 
Нел собирала сумку с вещами для себя и сынишки. Дима был уже там. На работе отпуск ему подписали на 10 дней раньше, чем ей. По телефону муж рассказывал, что море в этом году необыкновенно теплое, фруктов много, хозяйка просит за домик по-божески. 
Нел не любила летать. 
- Путешествовать нужно ногами или, в крайнем случае, на колесах, - придумывала она оправдание для своего страха.  Но, но… Дорога на юг  «была трудной и длинной», а главное! – не знакомой.  
Билеты на поезд в это время года купить было сложно, но возможно. Всегда находились знакомые, знакомые знакомых, их тети, дяди, свекрови… 
 До Симферополя поезд катил по знакомому ландшафту. Светлый день в июле длится до самой глубокой ночи, так что можно наблюдать за тем, как перемещаешься в пространстве на десятки и сотни километров.    
Сын играл с девочкой из соседнего купе.  Ей было не больше 4-х лет, поэтому Тимка относился к ней с высоты своего девятилетнего старшинства. Родители называли белокурую девочку Малгося.
- Наверное, в семье есть или были поляки, – подумала Нел, но постеснялась с ними заговорить. 
Малгося вела себя достойно, совсем, как взрослая девушка. Разговаривала и пела песни. Никаких проявлений усталости или каприза. Только один раз  можно было распознать в ней маленькую девочку – когда ее глаза остановились на коралловых бусах. Она подошла к Нел и протянула свои нежные ручки, как это делают дети, когда просят взять их на руки. Но это был жест к бусам на шее.
        - У меня тоже такие…
Утром поезд прибыл в Симферополь. Путешественники  купили билеты и продолжили  путешествие автобусом.
Еще дома Нел изучила карту и нарисовала карандашом  линию, которая показывала путь до города Сочи, где ждал их Дима.  Им предстояла еще одна пересадка и совсем небольшой кусочек пути  (так выглядело на карте!). Нел предполагала, что его можно преодолеть автобусом или пригородным поездом. Ее смущал только один вопрос – существует ли коммуникация вечером. 
Их автобус прибывал в Новороссийск около одиннадцати вечера. Несмотря на поздний час, воздух хранил тепло, и путешественники были легко одеты - Нел в ярко желтый длинный сарафан, на Тимке были футболка и шорты. Уже на выходе из автобуса, Нел обратилась к водителю:
         - Ночной автобус до Сочи, в котором часу?
         - А  его нет.
         - Нет?! А утренний?
         - Его тоже нет. Отсюда не ходят автобусы до Сочи.
Нел старалась сдержать свои эмоции, чтобы сын не почувствовал, что она растеряна.
     -  Поедем поездом, – Сказала она Тимке. – Извините, а где находится железнодорожный вокзал?
Она спиной почувствовала нарастающее нетерпение людей, которые тоже хотели выйти на этой остановке и толпились в узком проходе автобуса, не понимая, почему задержка. 
В этот момент она услышала слова водителя, которые прозвучали, как приговор:
        - В этом городе нет железной дороги.
   -  Как? – уже спускаясь со ступенек автобуса, спрашивала в темноте непонятно у кого Нел. – Как же мы доберемся до Сочи?
Автобус растворился в дурманящем воздухе южной ночи.

***** 
- Позвольте, я  о Вас позабочусь, – Нел не сразу поняла, что это обращаются к ней. 
Ее голову разрывали мысли, полные укоров к самой себе. 
- Как я могла? Самоуверенная дура! Путешественница хренова! Ладно бы сама потащилась, а то ведь с ребенком! Что теперь делать? Где здесь ночевать, если даже вокзалов нет? А гостиница, попробуй, найди ее ночью.
Приблизительно так она думала, глядя на уставшего Тима. Он действительно выглядел очень трогательно - в съехавшей на глаза панаме, ссутулившийся под тяжестью рюкзака и времени путешествия. Весь его вид выражал одно понятное желание – спать!
- Здесь недалеко гостиница. Разрешите, я возьму Вашу сумку? А если хотите… - голос в темноте замялся. Нел обернулась, чтобы увидеть  говорящего.
- Если хотите, - продолжил высокий мужчина в морской офицерской форме, - можно пойти ко мне. Жена уехала к родителям. 
- Нет, спасибо. Мы сами, – Нел ответила резко и не приветливо.
- Не подумайте ничего плохого, но где-то ночевать Вам с ребенком нужно, – продолжил Офицер.
- Он прав, – Подумала Нел, посмотрев на Тимку. – Где гостиница? 
- Рядом. Давайте вещи. Вы слишком устали, чтобы  носить тяжести. 
- А он мил. Во всяком случае, у нас нет выбора. Димка бы этого не одобрил, - думала Нел, плохо понимая, куда они идут, и о чем говорит Офицер. 
Муж всегда называл ее легкомысленной, но удачливой. Она вспомнила, как однажды они собирались на юбилейный концерт «Машины времени». Знакомые говорили, что билетов в кассах давно нет. Но  ей очень хотелось послушать легендарных музыкантов «живьем». Димка свирепел, но пойти согласился. Главным образом, чтобы Нел  убедилась в своей несерьезности. Билетов в кассах действительно не было. Но тут же появился какой-то мужчина с билетами в руке. Желающие мгновенно окружили его плотным кольцом. Димка ходил кругами и нервничал. Через минуту Нел была вытолкнута толпой прямо в объятия мужа, держа в кулачке два скомканных билета на лучшие места. Она так радовалась, что не заметила, как  серьезно на нее смотрел тот, для кого она старалась.
- Знаешь Нел, ты очень сильная. Я бы так не смог.
- Да ну! Какая я сильная? Посмотри на мои руки!
- Я не о той силе говорю. Не о физической. Это сила ментальная. Сила намерения. Ты очень этого хотела и получила. Я ведь даже не заметил этого парня с билетами. Пока я понял, что происходит – ты их уже получила…
Воспоминания промелькнули у нее в голове. Продолжая свой мысленный разговор, она обратилась к своему попутчику со словами:
     - Знаете анекдот  о сильной и смелой вороне?
     - Нет. Не помню, - совсем не понимая,  о чем идет речь, сказал Офицер.
И Нел рассказала ему историю о вороне, которая прибилась осенью к стае лебедей, улетающих в теплые края. О том, как ее многократно предупреждали, что дорога на юг длинная и трудная. Но она только и знала, что отвечала:
     - Но  я сильная и смелая и выдержу этот путь.
Она выдержала, но чего ей это стоило! В этой истории Нел особенно нравились финальные слова вороны:
    - Да, я сильная и смелая, но глупая!!!!!……..
Смеясь, они зашли в холл гостиницы. На стойке администратора стояла табличка со словами: «Мест нет!»


*****

Ох, уж эти женщины-администраторы из посткоммунистической  страны обслуживания! Они все сестры-близнецы и одеваются в одном магазине. И не важно худые они или толстые, брюнетки или блондинки – их невозможно отличить друг от друга, тем более  запомнить. «Мест нет!» - это их главное послание миру. 
Нел вошла в гостиницу первой. Это послание было для нее. Дежурные уже приготовились сказать что-то в стиле:
- Вы что, читать не умеете?, - или же, - Места в гостинице бронируются заранее! Это же хорошая гостиница.
И вдруг следом вошел он! Товарищ Офицер! Это же совсем другое дело. Приготовленные заранее документы - паспорт Нел, и какое-то его воинское свидетельство, оказались не нужными для того, чтобы получить ключи от «рая». 
Через пять минут  они шли по направлению к лифту, сопровождаемые тяжелым взглядом администраторши.
- Я с Вами поднимусь и помогу занести Ваш багаж в номер . А дальше решайте сами. Хотите, я останусь, нет – встретимся утром. Я все равно должен помочь Вам купить билеты на катер до Сочи. Знаете, какие там очереди с четырех утра?!
- Спасибо Вам, - в сотый раз повторяла Нел.  
Как только закрылись двери за Офицером, она позвонила Димке. Пока шли гудки вызова, ее осенило:
- Боже, мы забыли познакомиться!
- Алло, - услышала Нел знакомый до слез заспанный голос мужа. Ей так хотелось быть сейчас рядом с ним! 
– Когда Вы приезжаете? Вы где?

*****

Утром они только успели, на удивление, вкусно позавтракать в местном ресторане, как уже появился их ангел-хранитель, в образе Офицера,:
- На море штиль. Билеты до Сочи я купил. В нашем распоряжении три часа времени. Приглашаю  Вас в свой рабочий кабинет на чашку чая, - он произносил эти слова четко и галантно. Нел отметила это и посмотрела на него с интересом.
Было заметно, что Тимка выспался и готов к новым приключениям. Гостиница находилась совсем рядом с морем.  
-  Можно я Вам позвоню? Как Вас зовут? Где Вы живете? – Офицер засыпал ее вопросами. 
 Утренняя прохлада еще пряталась в укромных уголках зеленых насаждений. А «солнечные зайчики» на глазах группировались и превращались в гигантские озера, полные раскаленного золота. Это было очень красиво. Особенно, на фоне спокойного лазурного горизонта. Море отдыхало и приглашало плюхнуться в прозрачные волны прямо сейчас.
    - Хочу купаться, - оповестил Тимка.
- Не спеши. Я хочу показать тебе корабль, - произнес Офицер.
- Какой корабль? – заинтересовался мальчик.
- Да, какой? Мы же собирались идти к Вам пить чай? – подхватила Нел.  - Правильно. Там  и находиться мой рабочий кабинет.  Я капитан вот этой громадины.
Они посмотрели в ту сторону, куда указывал Офицер, и увидели белоснежный многоэтажный корабль.
- Ух, ты! – Тимка не скрывал своего восторга.
Возле трапа стояли моряки и приветствовали капитана.
-  Это мои гости, - сказал членам команды Офицер. - Принесите нам в каюту чай и сладости… минут через сорок. А сейчас я покажу Вам корабль – наш дом. Иногда это единственный дом на долгие месяцы. 
- Корабль оборудован как научный институт. Мы занимаемся исследованием подводной жизни.
Тима невозможно было оторвать от капитанской рубки. Поэтому чай они пили вдвоем. Нел чувствовала себя так, как будто они были знакомы много лет. Но что очень важно – о ней заботились. Она не была этим избалована, поэтому «пила» внимание к себе с наслаждением, глоток по глотку.
- Время, - сказал Офицер, и Нел почувствовала в его голосе грусть. 
До катера было рукой подать, но шли они к нему, не спеша. 
- Дай мне твой телефон. Через два дня буду в Сочи. Позвоню...
Можно было отказать и сослаться на мужа, или же дать номер телефона и нести ответственность за свою жизнь. И в первом и во втором случае была бы правда.  Но Нел соврала ему... пошло обманула. Просто дала номер, в котором была изменена всего одна цифра… 
Катер отплывал от берега и брал курс на Сочи. Он стоял на причале так долго, что, в конце концов, превратился в маленькую фигурку, пока не исчез совсем. Она улыбалась морю, но как-то невесело.


*****

Через два часа на сочинском причале их встретил Димка:
- Нел, а я забыл какая ты у меня... красивая!. Ночью пойдем купаться?  Не веселая ты какая-то.  Устали? Понятное дело. Дорога  была трудной...

 Нел молчала и только мысленно повторяла:
Но  я сильная и смелая... сильная и смелая…

Чернигов, 2008

Комментариев нет:

Отправить комментарий